top of page
Поиск
  • evstratova-anna

Почему "позитивно мыслить" иногда не на пользу?



В чем разница между "позитивным мышлением" и обесцениваем "негативных эмоций".





О ложном позитивном мышлении




Сегодня задумалась о неоднозначности популяризации позитивного мышления.


Все чаще вижу клиентов, которые выглядят так, как будто в них разрядили дробовик, но которые при этом утверждают: «Я в порядке».

Когда мы пытаемся с ними анализировать ситуацию, отслеживать автоматические мысли и эмоции, часто это дается с большим трудом. Такие люди могут говорить «я не знаю, что я почувствовал, все было нормально, просто я вечером пришел и накричал на ребёнка” или “я не знаю почему, но иногда я могу плакать по 4 часа подряд»


Мне кажется, позитивная психология, которая задумывалась Селигманом как отрасль психологии, изучающая предпосылки благополучия, счастья, состояние потока, шагнув в широкие массы, рудиментировалась до позитивного мышления в виде анекдотических аффирмаций «я самая обаятельная и привлекательная».

Безусловно, осознанное направление своего внимания на свои сильные, ресурсные качества или факты окружающей действительности, подтверждающие наши позитивные схемы, многие терапевты сочли бы крайне полезными трансдиагностическими факторами профилактики многих психических расстройств.


Что же тогда меня смущает?

Многие клиенты, которые говорят мне, что стараются «позитивно мыслить» имеют в виду под этим совершенно разные стратегии. Например.


  • Отрицание и обесценивание своих эмоций («мне совсем не грустно, что умер пёс моих родителей, с которым я рос»/ «не важно, что я расстроен после ссоры с женой, я должен сдать отчёт вовремя, это на меня не влияет»).


  • Игнорирование эмоций, основанное на рационализации («Я не испытываю гнев и обиду на руководителя, который накричал на меня, я могу понять, что у него был трудный день. Я слишком умен, чтобы обижаться»).


  • Подавление эмоций и состояний, которые человек считает негативными или недопустимыми для себя - грусть, гнев, апатия, отчаяние, разочарование и тд. Человек может руководствоваться правилами: «Нельзя опускать руки»/«будь позитивным»/«интеллигентные люди не злятся»/ «если позволить себе 1 раз загрустить, без таблеток из депрессии не выберешься» и т.д.


  • Использование аффирмаций при наличии прямо противоположных глубинных убеждений о себе. Например, я думаю, что «я тупой и никчемный», но каждый день повторяю себе перед зеркалом «я талантливый и умный человек».



К Каким последствиям чаще всего это приводит?


* Все больше углубляется пропасть между рациональной и эмоциональной частью, мы теряем контакт своими эмоциями, перестаем их понимать, знать, палитра чувств сужается.


* Усиливается непонимание, чего же я всё-таки хочу, часто появляется критический голос, который ругает нас за непоследовательность желаний и поступков.


* Генерализованная тревога и напряжение нарастают. Нам трудно расслабиться, могут появиться проблемы со сном.

* Эмоции сложно подавить совсем, как надувной мяч, который мы пытаемся удержать под водой – они обязательно выскочат в самый неподходящий момент и обрызгают нас. Эмоциональная разрядка может случиться в самый неподходящий для нас момент – в магазине, на совещании и и.д., оставляя после себя не облегчение, а стыд.


Эмоции начинают представляться нам чем-то неподконтрольным, демонической силой которая может затопить, унести нас неизвестно куда. Часто усиливаются убеждения в своей беспомощности и дефективности. Самокритик усиливается и работает уже без выходных. Мы начинаем подавлять эмоциональную часть ещё больше. Напряжение и смутная тревога также усиливаются, пружина опять сжимается, чтобы разрядиться ещё сильнее в ещё более неподходящей ситуации, вызывая стыд, самокритику и попытки ещё сильнее подавить такие опасные эмоции. Мы в ловушке.



Что же делать?


Я предлагаю своим клиентам и пользуюсь сама очень простым инструментом - 3-5 раз в день Проводить этакий внутренний чек-ин. На первых этапах, когда привычка к рефлексии не сформирована, я иногда предлагаю ставить будильник на телефон.


  1. Берём паузу.

  2. Спрашиваем себя: “Анечка/Оленька/Мишенька ты как? “

  3. Стараемся внимательным, безоценочным, доброжелательным взглядом оглядеть внутренний мир – увидеть и назвать все эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Заметить ключевые мысли.

  4. Ранжируем эмоции от 0 до 10 по степени их интенсивности. Если ситуация сложная, называем, какая эмоция для вас сейчас самая сложная. Признаём и принимаем важность ситуации.

  5. Спрашиваем себя, как я могу оказать себе помощь и поддержку в данный момент? Как могу позаботиться о себе?


81 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page